Шкала оценки двигательных функций CHOP INTEND
Бахыткуль Мырзалиева
Пройти обучение

Шкала оценки двигательных функций при нейромышечных заболеваниях у новорождённых (CHOP INTEND)

Тип I
СМА, Тип II
СМА, Тип III
Chop Intend
  • Является утвержденным инструментом для оценки двигательной функции у детей и взрослых со СМА, неспособных к самостоятельному передвижению.
  • Валидированная 64-балльная шкала оценки по 16 показателям для измерения двигательных навыков у детей с СМА I типа и другими нервно-мышечными заболеваниями, обнаруживающимися в младенчестве.
  • Каждый показатель оценивается в 0-4 баллов, где 0 = нет ответа и 4 = полный ответ.
  • Данная шкала предполагает оценку движений конечностей в градусах по некоторым пунктам.

Интерпретация баллов:

graph
Обучение

Методическое пособие

Тест CHOP INTEND является утвержденным инструментом для оценки двигательной функции у детей и взрослых со СМА, неспособных к самостоятельному передвижению.

Условия проведения исследования

  • В идеале первый показатель проверяют утром или днем, примерно через 1 час после кормления, когда ребенок сыт и активен, но не беспокоен.
  • Исследование проводят на ровном коврике с мягкой поверхностью (например, простыне из ткани или бумаги).
  • Одежда: подгузник или боди без рукавов, если ребенку холодно.
  • Тест проводят с погремушкой или фиолетовым бегемотом для привлечения внимания
  • Соску-пустышку можно использовать только при необходимости, для сохранения состояния 4 или 5 (см. определение ниже).
  • Родителю разрешено присутствовать во время проведения теста, а ребенку дают отдохнуть, особенно, если его нужно успокоить. Цель — провести исследование полностью, не делая пауз.

Поведенческий статус

  • Включает оценку по тесту поведенческого развития Бразелтона по каждому параметру испытания. Оптимальным состоянием для испытания являются состояния 4 и 5. Если испытуемый не может пройти испытание из-за неблагоприятного поведенческого статуса, ставят оценку «НВП» (невозможно проверить), а не ноль. Описание каждого состояния приведено непосредственно из теста поведенческого развития Бразелтона (T. Berry Brazelton, Neonatal Behavioral Assessment Scale, 2nd ed. Clinics in Developmental Medicine No 88, Spastics International Medical Publications, London 1984):

    Состояние 1 = глубокий сон
    Состояние 2 = поверхностный сон
    Состояние 3 = сонное или дремотное состояние
  • Глаза могут быть открытыми, но с отсутствующим взглядом, с тяжелыми веками или закрыты, веки могут трепетать. Взгляд младенца расфокусирован, он не готов воспринимать информацию и контактировать с исследователем.
  • Уровень активности переменный, ребенок рассеянный с периодической реакцией на сенсорные стимулы, но ответ часто задерживается. Часто отмечается изменение состояния после стимуляции. Движения обычно плавные.

    Состояние 4 = Бодрый с живым взглядом
  • Фокусирует внимание на источнике стимулирования, например, на объекте, который нужно взять в рот или визуальном или слуховом стимуле, воздействующие стимулы могут вызывать ответ, но с некоторой задержкой.
  • Двигательная активность минимальна.
  • Взгляд — отсутствующий, можно легко изменить его на заинтересованность.

    Состояние 5 = глаза открыты
  • Выраженная двигательная активность с движениями конечностей и даже небольшим количеством спонтанных вздрагиваний.
  • Реагируют на внешние стимулы увеличением вздрагиваний или повышением двигательной активности, но дискретные реакции трудно различимы из-за общего уровня активности.
  • В этом состоянии имеет место кратковременное издавание звуков.Состояние 6 = плач
  • Характеризуется интенсивным плачем, который трудно остановить с помощью стимуляции.
  • Высокая двигательная активность

Тестирование и оценка

  • По всем показателям можно оценить спонтанные или активные движения, в зависимости от когнитивного уровня и возраста испытуемого.
  • Для достижения наилучшего результата, выполняется не менее трех проб с использованием похвалы или игрушек. Качественной является проба, выполненная в подходящем окружении, при правильном положении пациента и его вовлечении.
  • Каждый тест выполняют в установленном порядке, если не указано иное.
  • На полях записывают комментарии о выполнении или оценке тестирования.
  • Если при оценке возникает сомнение, какой балл поставить, выбирают меньший.

 

Проба 1. Спонтанные движения (верхние конечности)

Исходное положение: Наблюдение может выполняться на всем протяжении пробы и при любом положении тела пациента. Исходное наблюдение в положении лежа на спине выполняется, когда ребенок находится в состоянии бодрствования.

Стимул: Врач, проводящий оценку движения кисти или стопы, может поддерживать руку или ногу, не касаясь кисти или стопы ребенка. Врач может провести рукой по кисти или стопе испытуемого, чтобы вызвать ответ, если он не наблюдается.

Критерии оценки

Антигравитационное движение плеча (локти отрываются от поверхности, когда ребенок лежит на спине)

Активное антигравитационное движение (кисть и предплечье отрываются от поверхности, когда ребенок лежит на спине)

При активном движении запястья

При изолированном движении пальцев

Отсутствие движения конечностей

 

 

Проба 2. Спонтанные движения (нижние конечности)

Исходное положение: Наблюдение может выполняться на всем протяжении пробы и при любом положении тела пациента. Исходное наблюдение в положении лежа на спине выполняется, когда ребенок находится в состоянии бодрствования.

Стимул: Врач, проводящий оценку движения кисти или стопы, может поддерживать руку или ногу, не касаясь кисти или стопы ребенка. Врач может провести рукой по кисти или стопе испытуемого, чтобы вызвать ответ, если он не наблюдается.

Критерии оценки

Антигравитационное движение бедра (ступни и колени отрываются от поверхности, когда ребенок лежит на спине)

Активное антигравитационное приведение бедра/вращение вовнутрь (колени отрываются от поверхности, когда ребенок лежит на спине; балл не начисляется, если состояние поддерживается только в силу диапазона потери движения)

Активное движение бедра/ колена, ограниченное преодолением силы тяжести (разгибание и сгибание в отведении и внешнем вращении)

Изолированные движения голеностопного сустава

Отсутствие движения конечностей

 

 

Проба 3. Захват кистью

Исходное положение: Ребенок находится в положении лежа на спине, его плечо и предплечье повернуты внутрь и находятся на поверхности коврика, на котором проводят оценку, кисти рук разогнуты.

Стимул: Помещают мизинец (или игрушку того же диаметра для младенцев без хватательного рефлекса) в руку младенца, пока он сильно его не схватит, а затем медленно поднимают кисть и руку, потянув руку под углом 90° к опорной поверхности, и затем продолжают поднимать плечевой сустав. Записывают оценку, когда ребенок теряет захват. Процедуру можно повторить 3 раза, чтобы убедиться, что получено лучшее усилие ребенка. Повторяют пробу на второй руке. Для младенцев постарше используют словесное поощрение.

Критерии оценки

Сохраняет захват при поднятии плечевого сустава с поверхности коврика

Сохраняет захват, когда локоть немного поднят с коврика, а плечо остается на поверхности

Сохраняет захват, когда предплечье поднято с коврика, а локоть остается на поверхности

Сохраняет захват только при отсутствии тяги

Погремушка или ручка выскальзывает из руки

 

 

Проба 4. Голова в срединном положении

Исходное положение: Положение лежа на спине с головой в срединном положении.

Стимул: Визуальная стимуляция при помощи яркого объекта, который располагают перед глазами по средней линии. Если младенец поддерживает голову в срединном положении в течение 5 секунд, поверните голову младенца на 90° вправо и обеспечьте визуальную стимуляцию, чтобы поощрить возвращение к срединному положению, затем повторите процедуру, повернув голову влево. Примечание: Если голову младенца нельзя повернуть без усилий по крайней мере на 60° от срединного положения из-за контрактуры шеи, то эту сторону невозможно оценить, поэтому следует указать «НВП» (невозможно проверить) на исходном листе и листе осмотра.

Критерии оценки

Полностью поворачивает голову из положения под углом 90° назад к средней линии

Активно частично поворачивает голову из положения под углом 90° назад к средней линии

Удерживает голову в пределах 15° от средней линии в течение 5 или более секунд

Удерживает голову в пределах 15° от средней линии менее 5 секунд

Голова падает в сторону и младенец не пытается снова вернуть голову к средней линии

 

 

Проба 5. Приводящие мышцы бедра

Исходное положение: Положение лежа на спине, бедра под углом 45°, колени под углом 90°, ноги на ширине бедер, подгузник снят. Можно убрать простынь или бумагу из под ног чтобы обеспечить нескользящую поверхность.

Стимул: Ноги располагают в нейтральном положении, бедра параллельны друг другу; наблюдают за реакцией ног. Можно использовать давление вниз, для того чтобы спровоцировать движение. Избегают сведения коленей вместе.

Критерии оценки

Удерживает колено над поверхностью коврика более 5 секунд или отрывает ступни от поверхности

Отрывает колено от поверхности коврика на 1–5 секунд

Отсутствие попытки удерживать колени над поверхностью

 

 

Оценку производят с двух сторон и выбирают максимальный балл за лучший показатель. Примечание: можно проводить оценку данного параметра на основании как возвращения в положение приведения и сохранения положения в течение установленного времени после падения колена на поверхность, так и сохранения аддукции.

 

 

Проба 6. Способность переворачиваться: с помощью ног

Исходное положение: Лежа на спине, руки по бокам.

Стимул: переворачивание. Располагают бедра под углом 90° к поверхности и сохраняют это положение, чтобы позволить ребенку попытаться повернуть тело в исходное положение против зафиксированной ноги. Продолжают фиксировать ногу, по мере того как младенец поворачивает верхнюю часть тела против нее. Если младенец перекатывается в сторону, продолжают тянуть ногу по диагонали к телу, что бы поддерживать напряжение. Не тяните ребенка в положение лежа на животе, а наблюдайте за активным выпрямлением туловища против зафиксированной ноги, в то время как таз находится в вертикальном положении. Также наблюдайте за удержанием головы и способностью освободить опорное плечо по мере того, как ребенок переворачивается на живот, освобождает руку и проносит голову через руку.

Критерии оценки

При вытягивании в конце маневра, переворачивается на живот с выпрямлением головы через бок

Поворачивается из положения лежа на боку на живот головой вниз, без выпрямления головы через бок (убирает вес с опорной руки, чтобы перевернуться)

Поднимает таз, туловище и руку с поверхности, поворачивает голову и перекатывается на бок (рука перемещается к передней стороне тела)

Поднимает таз и туловище с опорной поверхности и поворачивают голову в сторону. Рука остается под туловищем

Таз пассивно отрывается от опорной поверхности без активного участия

 

Проба 7. Способность переворачиваться: с помощью рук

Исходное положение: Положение лежа на спине, руки по бокам.

Стимул: переворачивание. Держат руку младенца за локоть и тянут к противоположному плечу, чтобы заставить его перевернуться; когда плечи располагаются под углом 90° к поверхности, останавливают движение, при этом рука ребенка остается в вытянутом положении, позволяют ребенку повернуться на живот. Когда плечи располагаются под углом 90° к поверхности, останавливают движение и позволяют ребенку повернуться, при этом таз ребенка располагается вертикально, а ноги повернуты в сторону. Не следует тянуть младенца в положение лежа на животе. Продолжают тянуть за руку и наблюдают удержание головы и способность освободить руку и завершить переворот на живот.

Критерии оценки

Переворачивается на бок, выпрямляя голову через бок (ребенок поднимает голову через сторону от опорной поверхности, чтобы полностью повернуться на живот)

Поворачивается на живот, без выпрямления головы через бок (убирает вес с опорной руки, чтобы перевернуться)

Поворачивается на бок (помогая тазу принять вертикальное положение выдвижением ноги вперед и её приведением)

Поворачивает голову в сторону и поднимает таз и туловище с поверхности

Поворачивает голову в сторону; тело остается вялым или плечо пассивно поднимается без активного участия

 

Проба 8. Сгибание руки в плечевом суставе и в локтевом суставе и горизонтальное отведение

Исходное положение: Положение лежа на боку, руку, находяющуюся сверху, укладывают на туловище, локоть согнут под углом 30°, плечо разогнуто. Нижняя рука должна располагаться вдоль туловища.

Стимул: Побуждают ребенка дотянуться до игрушки, которая находится на расстоянии вытянутой руки на уровне плеча (не позволяют ребенку дотянуться до игрушки нижней рукой). Можно дотронуться игрушкой до руки младенца, чтобы побудить его дотянуться до игрушки. Любые спонтанные движения верхней конечности должны быть оценены; намерение не требуется.

Критерии оценки

Отрывает руку от поверхности при попытке дотянуться (младенец демонстрирует любое антигравитационное горизонтальное отведение)

Может сгибать руку в плечевом суставе на 45° (младенец демонстрирует сгибание руки в плечевом суставе, ограниченное преодолением силы тяжести)

Сгибает руку в локтевом суставе после того, как отрывает руку от тела

Может оторвать руку от тела

Отсутствие попытки (рука остается на туловище младенца)

 

Проба 9. Сгибание руки в плечевом суставе и в локтевом суставе

Исходное положение: Сидя (слегка откинувшись назад под углом около 20°) на коленях родителей или другого члена исследовательской группы, с поддержкой туловища и задней части головы, руки ребенка расположены свободно по бокам и не блокируются человеком, держащим ребенка.

Стимул: Располагают игрушку на средней линии и на уровне плеча (можно коснуться игрушкой руки ребенка, чтобы побудить его к движению).

Критерии оценки

Отводит плечо или сгибает руку в плечевом суставе на 60°

Отводит плечо или сгибает руку в плечевом суставе на 30°

Любое сгибание руки в плечевом суставе или отведение

Только сгибает локоть

Не предпринимает попытки поднять руку

 

Проба 10. Разгибание ноги в коленном суставе

Исходное положение: Сидя на коленях родителя или другого члена исследовательской группы, в позиции всадника на одной ноге, отклонив торс назад под углом около 20°. Нога ребенка ниже колена должна располагаться вертикально и не соприкасаться с какой-либо поверхностью или другим человеком.

Стимул: Щекочут подошвенную поверхности стопы или слегка щипают палец на ноге.

Критерии оценки

Если младенец разгибает ногу в коленном суставе более чем на 45°. Убедитесь, что это движение не связано с пассивным размахиванием ногой при изменении положения человека, проводящего обследование

Если младенец разгибает ногу в коленном суставе на 15–45°

Если отмечается любое видимое разгибание ноги в коленном суставе

Если не отмечается какого-либо видимого разгибания ноги в коленном суставе

 

Проба 11. Сгибание ноги в тазобедренном суставе и тыльное сгибание стопы

Исходное положение: Для достижения положения для этого испытания исследователь может начать процедуру, когда младенец находится в положении лежа на спине, ребенка придерживают не ведущей рукой под подбородком и поворачивают ребенка на живот над рукой, а затем кладут доминирующую руку на живот ребенка; наклоняются вперед и поднимают ребенка к груди. Прижимают спину младенца к груди родителя, опекуна или другого члена исследовательской группы, так чтобы ноги младенца свешивались, при этом младенца поддерживают за живот доминирующей рукой, а врач, проводящий оценку, оказывает помощь. Врач или родитель щекочут стопу младенца и наблюдают за ответной реакцией.

Стимул: Проводят рукой по подошвенной поверхности ступни.

Критерии оценки

Если сгибание ноги в тазобедренном суставе или в коленном суставе > 30°

Если отмечается сгибание ноги в тазобедренном суставе или в коленном суставе

Если наблюдается только тыльное сгибание стопы

Если не отмечено активного движения бедра, колена или голеностопного сустава

 

Проба 12. Удержание головы

Исходное положение: Ребенок сидит лицом к врачу, проводящему оценку, на круглом сиденье, врач поддерживает младенца обеими руками за плечи спереди и сзади. Туловище младенца располагают вертикально, плечи и туловище в нейтральном положении. Стараются расположить младенца с поднятой головой. Это может потребовать изменения положения младенца несколько раз, поскольку у многих младенцев способность к удержанию головы недостаточна, а порог стабильности очень ограничен.

Стимул: Если младенца нельзя расположить с поднятой головой, голове дают упасть вперед и поддерживают подбородок большими пальцами с максимальным диапазоном, чтобы подбородок не касался груди.

Критерии оценки

Не менее одного раза с момента сгибания удерживает голову в вертикальном положении и двигает головой свободно, удерживая ее

Удерживает голову в вертикальном положении более 15 сек.

Удерживает голову по средней линии >5 сек, при этом голова наклонена до 30° вперед или назад

Активно поднимает или поворачивает голову дважды в течение 15 секунд (этот параметр нельзя оценить только по движению головы при попытке вдохнуть)

Отсутствие ответа, голова висит

 

Проба 13. Сгибание руки в локтевом суставе, оценка по пункту 14

Исходное положение: Лежа на спине.

Стимул: Ответ на вытяжение: начинают тянуть младенца в положение сидя, руки вытягивают под углом 45°, пока плечи не оторвутся от поверхности, до точки, когда голова поднимается и почти отрывается от поверхности.

Критерии оценки

Активное сгибание руки в локтевом суставе

Видимое сокращение двуглавой мышцы без сгибания руки в локтевом суставе

Отсутствие видимого сокращения двуглавой мышцы

 

Проба 14. Сгибание шеи, оценка по пункту 13

Исходное положение: Лежа на спине.

Стимул: Ответ на вытяжение: Начинают тянуть младенца в положение сидя, руки вытягивают под углом 45° к туловищу, пока плечи не оторвутся от поверхности, до точки, когда голова поднимается и почти отрывается от поверхности.

Критерии оценки

Поднимает голову с кровати

Видимое сокращение грудино-ключично-сосцевидной мышцы

Отсутствие видимого сокращения

 

Проба 15. Разгибание головы/шеи (Ландау)

Исходное положение: Проба с вентральной поддержкой: младенец лежит на животе, врач приподнимает его одной рукой в области верхней части живота/нижней части грудной клетки. У более крупных младенцев голова и колени могут лежать на коврике, при необходимости.

Стимул: Проводят рукой по параспинальным мышцам билатерально вдоль всего позвоночника от шеи до крестца.

Критерии оценки

Фронтальная плоскость головы при расположении параллельно поверхности
коврика = 0° (горизонтальна)

Если младенец удерживает голову на одном уровне с туловищем или выше

Если голова частично отклонена, но не до горизонтальной плоскости

Если не отмечается активного отклонения головы

 

Проба 16. Изгиб позвоночника (Галант)

Исходное положение: младенец лежит на животе, врач приподнимает его одной рукой в области верхней части живота/нижней части грудной клетки. У более крупных младенцев голова и колени могут лежать на коврике, при необходимости.

Стимул: Большим пальцем руки ударяют по пояснично-грудным параспинальным мышцам справа, а затем слева, от крестца до середины грудной клетки (рефлекс Галанта). Детей более старшего возраста наклоняют чтобы облегчить реакцию выпрямления, щекочут бока или ступни или просят их пошевелить ягодицами.

Критерии оценки

Поворачивает таз по направлению к стимулу вне оси

Видимое сокращение паравертебральной мышцы

Ответ отсутствует

 

Phone icon
Позвонить
WhatsApp icon
WhatsApp