Шкала оценки двигательной
системы Rulm
Алтыншаш Джаксыбаева
Пройти обучение

Пересмотренный модуль оценки двигательной функции верхних конечностей (RULM)

Тип I
СМА, Тип II
СМА, Тип III
RULM
  • Используется для расширения диапазона НМFЅЕ
  • Удобно применять для более слабых, неходячих пациентов со СМА II типа. 1
  • Особенно хорошо подходит для выявления изменений двигательной функции, когда ходячий пациент утрачивает способность ходить
  • Шкала состоит из 20 показателей

Большинство из них имеют 3-балльную оценку:

2 балла
Выполнение без
помощи
1 балл
Выполнение без помощи, но неклассическим способом
0 баллов
Неспособность выполнить самостоятельно
* Суммарная оценка по шкале варьирует от 0 до 37 баллов

Пересмотренный модуль оценки двигательной функции верхних конечностей (RULM)

graph
Показатели RULM варьируются от 0 до 37, более высокие показатели указывают на лучшую функцию

RULM = Revised Upper Limb Module

Соглашение на видеосъемку

Обучение

Методическое пособие

Необходимое оборудование

  • Регулируемый по высоте стол (пациенту должно быть удобно сидеть за столом)
  • Скатерть с нарисованными кругами
  • Стандартный твердо-мягкий карандаш
  • Жетоны
  • Два пластиковых стаканчика, помещенных один в другой
  • Набор грузов определенного веса: 200 г - металлический кулинарный груз 500 г - мешочек с песком, металлический кулинарный груз 1 кг - металлический кулинарный груз
  • 500 - граммовый спортивный утяжелитель с песком
  • Пластиковый контейнер с крышкой (250 мл)
  • Светильник, который включается нажатием на корпус (Osram Dot)
  • Гладкая бумага формата А4

Пункт А. Входное тестирование

 

Исходное положение сидя на стуле со спинкой но без подлокотников, руки на коленях.
Пациент может оставаться в инвалидном кресле без подлокотников, сиденье которого должно распологаться максимально горизонтально, а спинка приведена в наиболее вертикальное положение.

Задание начинается с проверки, может ли пациент поднять прямые руки над головой. Наклон туловища в бок может достигать 20-и градусов. Если при выполнении задания пациент накланяет голову к рукам, необходимо попросить его держать голову прямо.

 

Критерии оценки

Может одновременно отвести в стороны обе руки с разогнутыми локтями и описать руками полный круг, сведя ладони над головой

Может одновременно поднять обе руки над головой, но сокращает траекторию движения, сгибая руку в локтевом суставе (использует Дополнительную мускулатуру)

Может одновременно поднять обе руки до уровня плеч с компенсацией или без нее. Рука согнута или разогнута в локте

Может поднести ко рту стандартный пластиковый стаканчик с 200-граммовым грузом, при необходимости двумя руками

Может поднести 1 или 2 руки ко рту, но не может поднять ко рту стаканчик с 200-граммовым грузом

Может держать карандаш, поднять жетон или управлять функциональным креслом, пользоваться кнопками телефона

Отсутствие полезной функции рук

 

Необходимое оборудование

200-граммовый груз и пластиковый стаканчик. Жетон и карандаш при необходимости

Пункт Б. Перемещение рук с коленей на стол

 

Исходное положение сидя, руки лежат на бедрах. Спина по возможности прямая.

Задание переместить руки с коленей на стол.

 

Критерии оценки

Полностью перемещает на стол обе руки: либо обе вместе, либо сначала одну руку, потом другую

Полностью перемещает одну руку на стол

Не может переместить на стол ни одну руку

 

Необходимое оборудование

Оборудование не требуется

Перемещение рук с коленей на стол

 

Пункт В. Прослеживание пути

 

Для пробы необходим стандартный твердо-мягкий карандаш и оценочный лист где нарисована изогнутая дорожка, по которой движется вооброжаемая машинка.

Исходное положение сидя, руки лежат на столе. Стол должен быть установлен на такую высоту, чтобы локоть находился в функциональном положении. Угол сгибания в локтевом суставе, примерно 45 градусов.

До начала теста пациент может сам расположить лист бумаги как ему удобно. Но в последствии его уже нельзя будет перемещать. Карандаш может быть вложен в руку пациента и при необходимости на карандаш могут быть надеты любые приспособления для удобства удержания.

Ребенку следует объяснить, что нет необходимости точно следовать линиям. Достаточно придерживаться заданного направления.

Задание нарисовать путь машинке внутри дороги до финиша без остановки и не отрывая карандаш от бумаги.

 

Критерии оценки

Может начертить путь без остановок и не отрывая карандаш от бумаги

Может начертить путь, но с остановкой или отрывая карандаш от бумаги

Не может удержать карандаш в руке или сделать отметку на бумаге

 

Необходимое оборудование

Стандартный твердо-мягкий карандаш

Функция кисти (удержание тремя пальцами), удержание предметов, рисование / письмо

 

Пункт Г. Способность собрать жетоны

Исходное положение сидя, руки лежат на столе. Стол должен быть установлен на такую высоту, чтобы локоть находился в функциональном положении. Угол сгибания в суставе примерно 45 градусов. Если это невозможно, разрешается принять близкое положение, но кисти рук должны находиться на столе.

Положите жетоны на стол перед пациентом. Задание звучит как: «Можешь ли ты взять эти жетоны одной рукой, сначала один жетон, потом другой и удерживать их в руке?»

Пациент не должен класть жетоны один на другой прежде чем поднять их. Разрешается 3 повтора если пациент роняет жетоны в ходе выполнения задания.

 

Критерии оценки

Может поднять и удерживать два жетона

Может поднять один жетон

Не может поднять ни один жетон

 

Необходимое оборудование

2 жетона

 

Пункт Д. Помещение жетона в стаканчик, лежащий на столе или поднятый на уровне плеч

 

Исходное положение сидя, локти расслаблены и опущены на подлокотник или колени. Жеток вкладывают пациенту в руку.

Стаканчик удерживают вертикально на расстоянии вытянутой руки пациента, плечо которого согнуто под углом 90 градусов. При этом верхний край стаканчика находиться на уровне плеч под кистью пациента.

Пациента просят положить жетон в стаканчик не бросая его.

 

Критерии оценки

Может положить жетон в стаканчик, расположенный вертикально на уровне плеч

Может положить жетон в стаканчик, лежащий горизонтально

Не может положить жетон

 

Необходимое оборудование

Жетон, стаканчик

Перемещение предметов перед собой на поверхности стола и перед собой на уровне плеч

Пункт Е. Способность потянуться вбок и достать жетон

 

Исходное положение сидя на стуле или в кресле без подлокотников, локти расслаблены.

Жетон распологают на уровне отведения плеча пациента на 90 градусов на расстоянии длины выпрямленной руки. Если пациент справляется с заданием, то необходимо поднять жетон на уровень отведения плеча 135 градусов и удерживать на расстоянии длины руки до кончиков пальцев пациента.

Задание: взять жетон из руки следователя.

 

Критерии оценки

Цель: отведение плеча на 135°, жетон на расстоянии длины руки до кончиков пальцев пациента. Поднимает кисть выше уровня плеч, локоть при этом поднят как минимум до уровня глаз

Цель: отведение плеча на 90°, жетон на расстоянии длины руки до запястья от пациента. Поднимает кисть на уровень плеча, рука может быть согнута или разогнута в локте

Цель: отведение плеча на 90°, жетон сбоку от пациента на расстоянии длины руки до запястья. Не может поднять кисть на уровень плеча

 

Необходимое оборудование

Жетон

Способность захватывать и перемещать предметы, находящиеся на уровне плеч и выше, самостоятельно одеваться

Пункт Ж.  Включение светильника нажатием

 

Исходное положение сидя, руки лежат на столе. Светильник помещают на столе между руками пациента на жесткой поверхности.

Задание: нажать на корпус светильника одной рукой достаточно сильно чтобы он включился.

При выполнении задания светильник должен остаться на столе. Пациент должен включить светильник только одной рукой. Сжатие светильника между пальцами или удары по нему не допускаются и самое важное что нельзя поднимать локоть выше запястьев.

 

Критерии оценки

Может включить светильник нажатием пальцев и/или большим пальцем одной руки

Может зажечь светильник на мгновение нажатием пальцев и/или большим пальцем одной руки

Не может включить светильник одной рукой

 

Необходимое оборудование

Светильник включаемый нажатием на корпус

Нажатие кнопок

Пункт З. Разрывание бумаги

 

Исходное положение сидя, кисти рук лежат на столе.

Начать задание нужно с листа бумаги сложенного в 4 раза, рвать только с согнутого края.

Если пациент не может разорвать сложенную бумагу, разверните ее, сложите вдвое и попросите разорвать опять начиная со сложенного края но не по центру, вдоль ранее сложенно складки или используйте новый лист сложенный вдвое.

Лист должен быть разорван полностью по всей ширине. Если пациент отрывает только кусочек бумаги повторите попытку. Допустимо до 3-х попыток.

 

Критерии оценки

Разрывает лист бумаги, сложенный вчетверо, начиная со сложенного края

Разрывает лист бумаги, сложенный вдвое, начиная со сложенного края

Не может разорвать лист бумаги

 

Необходимое оборудование

Несколько листов бумаги формата А4

 

Пункт И. Открывание крышки контейнера

 

Исходное положение сидя, кисти рук лежат на столе.

Пластиковый контейнер помещают по центру перед пациентом. Необходимо открыть крышку контейнера. Если с  \первой попытки пациент не может выполнить задание, специалист может предложить стратегию. Одной рукой прижать контейнер к себе, а другой рукой поддерть и снять крышку.

 

Критерии оценки

Открывает контейнер, расположенный на столе, или прижимает его к себе

Не способен открыть

 

Необходимое оборудование

Стандартный круглый пластиковый контейнер Ziploc с крышкой обьемом 250 мл

Открывание контейнеров

 

Пункт К. Способность поднести ко рту стаканчик с грузом массой 200г

 

Задание аналогично заданию в вводном пункте, но здесь максимальная оценка только 2 балла.

Исходное положение сидя, руки лежат на столе. Стаканчик с грузом помещают в руку пациента лежащую на столе по средней линии напротив него.

Задание поднять стаканчик и поднести ко рту. Верхний край стаканчика должен достичь уровня рта.

 

Критерии оценки

Подносит стаканчик массой 200 г ко рту одной рукой

Подносит стаканчик массой 200 г ко рту двумя руками

Не может поднести стаканчик ко рту

 

Необходимое оборудование

2 пластиковых стаканчика, один в другом, с грузом массой 200г

Подъем тяжелого предмета на уровень рта. Способность к самостоятельному пить

Пункт Л. Горизонтальное перемещение груза массой 200г по столу

 

Исходное положение сидя, локти расслаблены, кисти лежат на скатерти рядом с грузом помещенном на нарисованный в центре круг.

Задание: поднять и переместить этот груз из центрального круга во внешний на тестируемой стороне одной рукой, одним движением.

Попросите пациента захватить груз всей ладонью, а не за верхушку.

 

Критерии оценки

Может переместить груз массой 200 г, подняв его

Может переместить груз массой 200 г по поверхности стола

Невыполнимо

 

Необходимое оборудование

Скатерть с нарисованными двумя кругами на расстоянии на 20 см друг от друга, при этом центральный круг необходимо расположить по срединной оси тела пациента
Груз массой 200 г

Функция кисти (сжимание), функция мышц предплечья, перемещение объектов по горизонтальной поверхности

Пункт М. Горизонтальное перемещение груза массой 500г по столу

Задание М полностью идентично предыдущему заданию, за исключением увеличения груза до 500 грамм.

 

Критерии оценки

Может переместить груз массой 500 г, подняв его

Может переместить груз массой 500 г по поверхности стола

Невыполнимо

 

Необходимое оборудование

Скатерть с нарисованными двумя кругами на расстоянии на 20 см друг от друга, при этом центральный круг необходимо расположить по срединной оси тела пациента
Груз массой 500 г

Функция кисти (сжимание), функция мышц предплечья, перемещение объектов по горизонтальной поверхности

Пункт Н. Диагональное перемещение груза по столу

Тестирование выполняется на скатерти в кругами.

Исходное положение сидя, локти расслаблены, кисти лежат на скатерти рядом с грузом.

Задание: одной рукой переместить груз через серединную линию центрального круга в верхний наружний круг находящийся на противоположной стороне.

 

Критерии оценки

Может переместить груз массой 200 г, подняв его

Может переместить груз массой 200 г по поверхности стола

Невыполнимо

 

Необходимое оборудование

Скатерть, расположенная таким образом, чтобы круг в ее центре находился на одной линии со срединной осью тела пациента
Груз массой 200 г

Функция кисти (сжимание), функция мышц предплечья, перемещение объектов по горизонтальной поверхности

Пункт О. Перемещение груза массой 500г с коленей на стол

Исходное положение сидя, кисти рук расслаблены и лежат на бедрах. На коленях пациента лежит груз массой 500 грамм.

Кисти следователя находятся по средней линии на уровне плеч пациента, на расстоянии длины руки до запястья.

Задание: переместить груз с колен на руку специалиста двумя руками.

Оценка зависит от высоты на которую будет поднят груз.

 

Критерии оценки

Может поднять груз на уровень глаз двумя руками

Может переместить груз на стол руками

Не может переместить груз на стол двумя руками

 

Необходимое оборудование

Длинный мешочек с песком массой 500г, свернутый в кольцо

Перемещение предметов с коленей на стол или на уровень плеч двумя руками

Пункт П. Поднятие обеих рук над головой — отведения плеча

Данное задание аналогично вводному заданию.

Исходное положение: руки опущены вдоль тела или спущены с подлокотников коляски. Конечное положение выпрямленные руки поднятые над головой.

Задание: поднять руки над головой через стороны с выпрямленными локтями.

 

Критерии оценки

Может одновременно отвести в стороны обе руки с разогнутыми локтями и описать руками полный круг, сведя ладони над головой (Брук 6)

Может поднять обе руки над головой одновременно, только сгибая из в локтевых суставах (используя компенсацию)(Брук 5)

Невыполнимо

 

Необходимое оборудование

Оборудование не требуется

Пункт Р. Подъем груза массой 500г выше уровня плеч прямой рукой — отведение плеча

В данном задании проверяется отведение плеча.

Исходное положение сидя, руки на коленях, локти без поддержки. Если пациент может выполнить задание без груза, повторите с грузом. Попросите пациента захватить груз всей ладонью.

Конечное положение: рука вытянута в сторону выше головы, локоть на уровне глаз. Задание звучит как: «Дай мне груз».

При выполнении допускается компенсаторный наклон туловища вперед, не более чем на 30 градусов. Правильно выполнение движения без компенсации это синхронная комбинация внешней ротации плеча, с отведением плеча и разгибанием в локтевом суставе. Движение должно быть контролируемым и пациент должен быть способен задержать руку в конечном положении.

Компенсация — это отсутствие или асинхронность одного из выше описанных компонентов движения, наличие дополнительных или неконтроллируемых движений.

Другая рука должна оставаться на коленях или на подлакотнике коляски.

 

Критерии оценки

Может поднять груз массой 500г без компенсации

Может поднять груз массой 500г с компенсацией

Не может поднять груз массой 500г даже с компенсацией

 

Необходимое оборудование

Груз массой 500г

Способность поднимать предметы (до уровня плеч и выше)

Пункт С. Подъем груза массой 1кг выше уровня плеч прямой рукой — отведение плеча

Пункт С аналогичен предыдущему заданию, за исключением груза массой 1 килограмм.

 

Критерии оценки

Может поднять груз массой 1кг без компенсации

Может поднять груз массой 1кг с компенсацией

Не может поднять груз массой 1кг даже с компенсацией

 

Необходимое оборудование

Груз массой 1кг

Способность поднимать предметы (до вровня плеч и выше)

Пункт Т. Подъем кисти выше уровня плеч — сгибание плеча

Исходное положение сидя, руки на коленях, локти без поддержки. Конечное положение рука вытянута вперед выше головы, локоть на уровне глаз.

Задание: потянись вперед и дотронять до моей руки.

Допускается компенсаторный наклон туловища вперед не более чем на 30 градусов. Правильно выполнение движения без компенсации это синхронная комбинация сгибания в плечевом суставе и разгибания в локтевом суставе.

Движение должно быть контроллируемым и пациент должен быть способен задержать руку в конечном положении.

Компенсация — это отсутствие или асинхронность одного из выше описанных компонентов движения, наличие дополнительных или неконтроллируемых движений.

Критерии оценки

Выполнимо без компенсации

Выполнимо с компенсацией

Невыполнимо

 

Необходимое оборудование

Не требуется

Способность поднимать предметы (до уровня плеч и выше)

Пункт У. Подъем груза массой 500г выше уровня плеч прямой рукой — сгибание плеча

Пункт У идентичен предыдущему заданию, за исключением массы груза в 500 грамм.

Исходное положение сидя, руки на коленях, локти без поддержки. Пациент должен захватить груз всей ладонью, конечная точка это рука вытянутая вперед выше головы, локоть на уровне глаз.

Задание: «Дай мне груз».

 

Критерии оценки

Может поднять груз массой 500г без компенсации

Может поднять груз массой 500г с компенсацией

Не может поднять груз массой 500г даже с компенсацией

 

Необходимое оборудование

Груз массой 500г

Способность поднимать предметы (до уровня плеч и выше)

Пункт Ф. Подъем груза массой 1кг выше уровня плеч прямой рукой — сгибание плеча

Пунтк Ф аналогичен предыдущему заданию, за исключением массы груза в 1 килограмм.

 

Критерии оценки

Может поднять груз массой 1кг без компенсации

Может поднять груз массой 1кг с компенсацией

Не может поднять груз массой 1кг даже с компенсацией

 

Необходимое оборудование

Груз массой 1кг

Способность поднимать предметы (до уровня плеч и выше)

Phone icon
Позвонить
WhatsApp icon
WhatsApp