Расширенная шкала оценки моторных функций больницы Хаммерсмит (HFMSE)
Динмухамед Аяганов
Пройти обучение

Шкала оценки моторных функций при СМА больницы Хаммерсмит (HFMS) c дополнительным модулем, представленным PNCR — Расширенная шкала оценки моторных функций больницы Хаммерсмит (HFMSE)

СМА, Тип II
СМА, Тип III
HFMSE
  • Предназначена для применения у пациентов с СМА, не способных к самостоятельному передвижению
  • Является утвержденным инструментом для оценки двигательной функции у детей и взрослых с СМА 2 и 3 типов.
  • Шкала состоит их 33 проб.

Большинство из них имеют 3-балльную оценку:

2 балла
Выполнение без
помощи
1 балл
Выполнение без помощи, но неклассическим способом
0 баллов
Неспособность выполнить самостоятельно
* Суммарная оценка по шкале варьирует от 0 до 66 баллов

Соглашение на видеосъемку

Обучение

Методическое пособие

Шкала HFMSE является утвержденным инструментом для оценки
двигательной функции у детей и взрослых с СМА 2 и 3 типов.

Необходимое оборудование

  • Стол с матом или мат на полу
  • Стул
  • Секундомер

Дополнительное оборудование для HFMSE

  • Кушетка
  • Лестница, минимум из 4 ступеней (высотой 15 см каждая), с перилами
  • Рулетка и линейка (см. пробу 29

Проба 1. Способность сидеть на скамье/стуле

 

Исходное положение сидя на краю скамьи или стула (без опоры ногами) или на скамье/полу (с опорой ногами). Не в инвалидном кресле, Без опоры под спину.

Задание: Ты можешь сидеть на скамье/стуле без опоры на руки, пока я считаю до 3?

Критерии оценки

Может сидеть без опоры на руки, пока врач считает до 3

Необходима опора на одну руку для того, чтобы удержать баланс, пока врач считает до 3

Необходима опора на обе руки для удержания баланса. Не способен сидеть

 

Дополнительная информация о позе

Исходное положение сидя на полу/скамье. Вы можете указать в форме преобладающее положение позвоночника и нижних конечностей. Это не влияет на оценку по шкале, но необходимо для клинического использования в рамках динамического наблюдения.

 

Проба 2. Способность сидеть с выпрямленными ногами

 

Исходное положение сидя на полу/скамье с максимально выпрямленными ногами и направленными вверх коленными чашечками. Без опоры под спину

Задание: Ты можешь сидеть на полу/скамье с выпрямленными ногами без опоры на
руки, в пока я считаю до 3? Держи колени вместе

Критерии оценки

Может сидеть на полу/скамье с выпрямленными ногами без опоры на руки, пока врач считает до 3

Может сидеть на полу/скамье с выпрямленными ногами с опорой на одну руку, пока врач считает до 3

Может сидеть с выпрямленными ногами с опорой на обе руки, пока врач считает до 3. Либо — не способен сидеть с выпрямленными ногами

 

Подробное описание оценки

Ноги прямые = колени могут быть согнуты, но коленные чашечки должны быть обращены вверх, лодыжки должны быть расположены не более, чем в 10 см друг от друга. Это положение определяется как нейтральная ротация бедра. Если оценке мешают контрактуры, отметьте это в столбце ОК (ограничено контрактурой)

 

 

Проба 3. Способность коснуться головы одной рукой в положении сидя

 

Исходное положение сидя на полу/скамье или на краю стула/скамьи. Не в инвалидном кресле. Без опоры под спину

Задание: Ты можешь коснуться одной рукой головы выше уха, не наклоняя голову?

Критерии оценки

Может дотронуться до головы одной рукой. Голова и туловище остаются в стабильном положении

Может дотронуться до головы рукой только наклонив голову

Может дотронуться до головы рукой только наклонив голову

 

Подробное описание оценки

Рука должна коснуться головы выше уха. Уровень уха — это воображаемая линия вокруг головы, проходящая от верхушки левого уха, по линии бровей на лице, до верхушки правого уха и позади головы до исходной точки. Отметьте в столбце комментариев, правая или левая рука используется. 1 балл: Если отмечается наклон головы.
Если вы замечаете минимальное сгибание шеи, попросите повторить, чтобы убедиться, что нельзя поставить оценку 2 балла.

 

 

Проба 4. Способность коснуться головы двумя руками в положении сидя

 

Исходное положение сидя на полу/скамье или на краю стула/скамьи. Не в инвалидном кресле. Без опоры под спину

Задание: Ты можешь коснуться головы обеими руками одновременно, не наклоняя голову?

Критерии оценки

Может положить кисти обеих рук на голову через стороны. Голова и туловище остаются в стабильном положении

Может положить кисти рук на голову, но только наклонив голову, наклонившись в сторону, перебирая руками или по одной

Не может поднести кисти обеих рук к голове

 

Подробное описание оценки

Руки должны коснуться головы выше уровня ушей. Руки должны быть поднесены к голове одновременно.

 

 

Проба 5. Способность повернуться со спины на бок

Исходное положение лежа на спине, руки вдоль туловища или в среднем положении (см. элемент)

Задание: Ты можешь повернуться со спины на бок в обоих направлениях?

Критерии оценки

Может повернуться со спины на бок в обе стороны

Может повернуться со спины только на один бок (Пр/Л)

Не может повернуться ни на один бок

Подробное описание оценки

Плечи пациента должны быть перпендикулярны полу, туловище и бедра должны быть параллельны плечам.
1 балл: Отметьте в столбце с описанием оценки 1 балл, если пациент может повернуться в правую или левую сторону.

 

 

Проба 6. Способность перевернуться с живота на спину через правый бок

Исходное положение лежа на животе, руки в среднем положении (см. схему) или вдоль туловища

Задание: Ты можешь перевернуться с живота на спину в обоих направлениях? Постарайся не использовать руки

Критерии оценки

Переворачивается на спину через правый бок без помощи рук

Переворачивается на спину, используя руку, чтобы оттолкнуться/подтянуть себя

Не может перевернуться на спину

 

Подробное описание оценки

2 балла: Допускается совершение рывка, но не отталкивание или подтягивание себя руками
0 баллов: Если не способен повернуть бедра и плечи в положение лежа на спине

 

 

Проба 7. Способность повернуться со спины на бок

Исходное положение лежа на животе, руки в среднем положении или вдоль туловища

Задание: Ты можешь перевернуться с живота на спину в обоих направлениях? Постарайся не использовать руки

 

Критерии оценки

Переворачивается на спину через левый бок без помощи рук

Переворачивается на спину, используя руку, чтобы оттолкнуться/подтянуть себя

Не может перевернуться на спину

 

Подробное описание оценки

0 баллов: Если не способен повернуть бедра и плечи в положение лежа на спине

 

Проба 8. Способность перевернуться со спины на живот через правый бок

Исходное положение лежа на спине, руки в среднем положении или вдоль туловища

Задание: Ты можешь перевернуться со спины на живот в обоих направлениях? Постарайся не использовать руки

Критерии оценки

Переворачивается на живот через правый бок без помощи рук

Переворачивается на живот, используя руку, чтобы оттолкнуться/подтянуть себя

Не может перевернуться на живот

 

Подробное описание оценки

0 баллов: Если не способен повернуть бедра и плечи в положение лежа на животе

 

 

Проба 9. Способность перевернуться со спины на живот через левый бок

Исходное положение лежа на спине, руки в среднем положении или вдоль туловища

Задание: Ты можешь перевернуться со спины на живот в обоих направлениях? Постарайся не использовать руки

Критерии оценки

Переворачивается на живот через левый бок без помощи рук

Переворачивается на живот, используя руку, чтобы оттолкнуться/подтянуть себя

Не может перевернуться на живот

 

Подробное описание оценки

0 баллов: Если не способен повернуть бедра и плечи в положение лежа на животе

 

 

Проба 10. Способность лечь из положения сидя

Исходное положение сидя на полу/скамье

Задание: Ты можешь лечь из положения сидя, контролируя свои движения?

Критерии оценки

Может лечь, контролируя свои движения — через положение лежа на боку или держась за одежду

Может лечь, но заваливается вперед или перекатывается набок

Не может лечь или падает на спину

 

Подробное описание оценки

2 балла: Контролируя свои движения — значит лечь через положение лежана боку или опуститься с помощью рук и ног.
1 балл: Может пользоваться описанным выше способом, но без полногоконтроля или падает вперед/перекатывается набок. Тем не менее, делает это безопасным образом, без риска травмы.

 

Проба 11. Способность встать в упор на предплечьях

Исходное положение лежа на животе, руки вдоль туловища (таз прижат к полу)

Задание: Ты можешь подняться на локтях и удерживать это положение, пока я считаю до 3?

 

Критерии оценки

Может приподняться на локтях с поднятой головой и удерживать данное положение, пока врач считает до 3

Может удерживать положение, пока врач считает до 3, если придать ему данное положение

Невыполнимо

 

Подробное описание оценки

Если пациент не способен принять данное положение из-за контрактур, отметьте это в столбце «Ограничено контрактурами» (ОК) и при необходимости опишите подробно.
2 балла: Голова на уровне туловища или выше.
1 балл: Не способен поднять голову в нейтральное положение или может это сделать, только если ему придать данное положение

 

Проба 12. Способность поднять голову из положения лежа на животе

Исходное положение лежа на животе, руки вдоль туловища. Лоб опирается на поверхность

Задание: Ты можешь поднять голову и удерживать ее, держа руки вдоль тела, пока я считаю до 3?

 

Критерии оценки

Может поднять голову из положения лежа на животе, держа руки вдоль туловища, и удерживать ее, пока врач считает до 3

Может поднять голову, вытянув руки вперед, и удерживать ее, пока врач считает до 3

Невыполнимо

 

Подробное описание оценки

2 или 1 балл: Подбородок должен быть поднят над поверхностью

 

Проба 13. Способность встать в упор на прямые руки

Исходное положение лежа на животе, руки вдоль туловища (таз прижат к полу)

Задание: Ты можешь подняться на выпрямленных руках и удерживать позу, пока я считаю до 3?

 

Критерии оценки

Способен принять упор на прямые руки с поднятой головой и удерживать положение, пока врач считает до 3

Способен удерживать упор на прямые руки в течение счета до 3, если ему придать данное положение

Невыполнимо

 

Подробное описание оценки

Если ограничено контрактурой, сделайте отметку в столбце «ОК».
2 или 1 балл: Голова должна быть выше нейтрального положения (нейтральное положение — когда голова на одной линии с шеей, обозначено пунктиром).

 

Проба 14. Способность сесть из положения лежа

Исходное положение лежа на спине, руки вдоль туловища

Задание: Ты можешь сесть из положения лежа, не переворачиваясь на живот?

 

Критерии оценки

Способен сесть через положение лежа на боку

Переворачивается на живот или лицом к полу

Невыполнимо

 

Подробное описание оценки

2 балла: Способен сесть через положение лежа на боку, не ложась на живот и не поворачиваясь лицом к полу

 

Проба 15. Способность встать на четвереньки

Исходное положение лежа на животе, руки в среднем положении или вдоль туловища

Задание: Ты можешь встать на четвереньки с поднятой головой и удерживать это положение, пока я считаю до 3?

 

Критерии оценки

Способен встать на четвереньки. Удерживает голову поднятой, пока врач считает до 3

Если придать пациенту положение на четвереньках, удерживает его, пока врач считает до 3

Невыполнимо

 

Подробное описание оценки

2 балла: Голова поднята, смотрит вперед
1 балл: Если придать пациенту положение на четвереньках, голова может быть на одной линии с туловищем или поднята над нейтральным положением.
0 баллов: Если голова опущена ниже линии туловища, начисляется 0 баллов.

 

Проба 16. Способность ползать

Исходное положение на четвереньках

Задание: Ты можешь проползти вперед?

 

Критерии оценки

Способен ползти вперед. Делает два и более цикла движений рук и ног

Делает только один цикл движений рук и ног

Невыполнимо

 

Подробное описание оценки

Поза на четвереньках означает опору на руки и колени. Цикл движения означает передвинуть одну руку, одну ногу, одну руку и одну ногу.
2 балла: Должен быть способен передвинуть обе руки и оба колена не менее двух раз.
1 балл: Должен быть способен передвинуть обе руки и оба колена не менее одного раза.

 

Проба 17. Способность поднять голову, лежа на спине

Исходное положение лежа на спине с руками, скрещенными на груди

Задание: Ты можешь поднять голову, чтобы посмотреть на пальцы ног, и удерживать ее, оставляя руки скрещенными, пока я считаю до 3?

 

Критерии оценки

В положении лежа на спине голова должна быть поднята по средней линии туловища. Достает подбородком до грудной клетки. Удерживает положение, пока врач считает до 3

Голова поднимается через наклон вбок или без сгибания шеи. Удерживает положение, пока врач считает до 3

Невыполнимо

 

Подробное описание оценки

2 балла: Должно наблюдаться истинное сгибание шеи, а не только протракция головы.
1 балл: Используется наклон головы вбок и/или её протракция.

 

Проба 18. Способность стоять с поддержкой

Исходное положение стоя с поддержкой, при необходимости, на твердой поверхности

Задание: Ты можешь стоять, используя одну руку для опоры, пока я считаю до 3?

 

Критерии оценки

Может стоять, используя одну руку для опоры, пока врач считает до 3

Может стоять с минимальной поддержкой туловища (не на уровне бедер), пока врач считает до 3

Может стоять, используя одну руку для опоры, пока врач считает до 3, однако требуется дополнительная поддержка на уровне колен/бедер. Или не способен стоять

 

Подробное описание оценки

2 балла: Если использует руку для опоры.
1 балл: Если может стоять только кратковременно (менее, чем пока врач до считывает до 3 ) или если врачу приходится поместить свою руку на грудь для предотвращения потери контроля.
0 баллов: Если требуется поддержка на уровне бедер или колен, или если не способен стоять. При счете до 3 произносите «и раз, и два, и три» таким образом, чтобы на момент произнесения слова «три» прошло ровно 3 секунды.

Проба 19. Способность стоять без поддержки

Исходное положение стоя, при необходимости — с поддержкой, на твердой поверхности

Задание: Ты можешь стоять без поддержки, пока я считаю до 3?

 

Критерии оценки

Может стоять самостоятельно дольше, чем пока врач считает до трех

Может стоять самостоятельно, пока врач считает до 3

Может стоять только кратковременно (менее, чем пока врач считает до 3). Или не способен стоять

 

Подробное описание оценки

Баллы начисляются в зависимости от времени, в течение которого пациент способен стоять самостоятельно.
0 баллов: Кратковременно — меньше, чем пока врач считает до 3, поэтому 0 баллов начисляется в том случае, когда пациент может стоять самостоятель но менее, чем пока врач считает до 3.
При счете до 3, произносите «и раз, и два, и три» таким образом, чтобы на момент произнесения слова «три» прошло ровно 3 секунды.

 

Проба 20. Способность ходить

Исходное положение стоя на твердой поверхности

Задание: Ты можешь ходить без посторонней помощи и без помощи вспомогательных устройств? Покажи, пожалуйста

 

Критерии оценки

Способен сделать более 4 шагов без посторонней помощи

Способен сделать от 2 до 4 шагов без посторонней помощи

Невыполнимо

 

Подробное описание оценки

0 баллов: Если для ходьбы требуется помощь (включая любые ортезы)

Проба 21. Способность согнуть правую ногу в бедре из положения лежа на спине

Исходное положение лежа на спине с максимально возможном вытянутыми ногами

Задание: Ты можешь прижать правое колено к груди? Пациент не должен помогать себе руками

Критерии оценки

Достигнуто полное сгибание бедра

Частичное сгибание правой ноги в бедре и колене (более 10% диапазона движений в суставе)

Невыполнимо

 

Подробное описание оценки

2 балла: Пациент способен полностью согнуть правую ногу в бедре и колене. Бедро должно приблизиться к грудной клетке, а задняя поверхность голени должна касаться/приблизиться к бедру.
1 балл: Пациент может частично согнуть правую ногу в бедре и колене (частично означает от 10% диапазона движений в суставе до почти полного сгибания).
0 баллов: Пациент не способен согнуть правую ногу в бедре и колене даже частично.

 

Проба 22. Способность согнуть левую ногу в бедре из положения лежа на спине

Исходное положение лежа на спине с максимально возможно вытянутыми ногами

Задание: Ты можешь прижать левое колено к груди? Пациент не должен помогать себе руками

Критерии оценки

Достигнуто полное сгибание бедра

Частичное сгибание левой ноги в бедре и колене (более 10% диапазона движений в суставе)

Невыполнимо

 

Подробное описание оценки

2 балла: Пациент способен полностью согнуть левую ногу в бедре и колене. Бедро должно приблизиться к грудной клетке, а задняя поверхность голени должна касаться/приблизиться к бедру.
1 балл: Пациент может частично согнуть левую ногу в бедре и колене (частично означает от 10% диапазона движений в суставе до почти полного сгибания).
0 баллов: Пациент не способен согнуть левую ногу в бедре и колене даже частично.

 

Проба 23. Способность перейти из положения стоя на коленях в положении стоя на правом колене

Исходное положение стоя на коленях

Задание: Ты можешь поднять левую ногу так, чтобы левая стопа стояла на полу, без помощи рук и стоять в таком положении, пока я считаю до 10?

Критерии оценки

Руки использовались при смене положения, не использует руки после принятия позы стоя на одном колене

Удерживает положение на одном колене с помощью рук

Невыполнимо

 

Подробное описание оценки

Данный элемент может потребовать несколько «пробных попыток», чтобы определить, потребуется ли пациенту кушетка для поддержки. Положение стоя на одном колене подразумевает, что вес тела приходится на одно колено, а противоположная стопа и ягодицы не соприкасаются с голенью. В позе стоя на правом колене вес распределяется между правым коленом и левой стопой. Отклонения тела от вертикали не имеют значения.
2 балла: Пациент переходит из позы стоя на коленях в положение стоя на правом колене с помощью или без помощи рук, а затем удерживает данное положение, пока врач считает до 10, без опоры на руки.
1 балл: Если пациента поместить в положение стоя на правом колене, он способен удерживать его с опорой на одну руку, пока врач считает до 10. Любое использование кушетки после принятия положения стоя на правом колене ограничивает начисляемые баллы до 1 или менее.
0 баллов: Даже если пациента поместить в положение стоя на правом колене, он не способен удерживать его с опорой на руки, пока врач считает до 10.

 

Проба 24. Способность перейти из положения стоя на коленях в положение стоя на левом колене

Исходное положение стоя на коленях

Задание: Ты можешь поднять правую ногу так, чтобы правая стопа стояла на полу, без помощи рук и стоять в таком положении, пока я считаю до 10?

Критерии оценки

Руки использовались при смене положения, не использует руки после принятия позы стоя на одном колене

Удерживает положение на одном колене с помощью рук

Невыполнимо

 

Подробное описание оценки

2 балла: Пациент переходит из позы стоя на коленях в положение стоя на левом колене с помощью или без помощи рук, а затем удерживает данное положение без опоры на руки, пока врач считает до 10.
1 балл: Если пациента поместить в положение стоя на левом колене, он способен удерживать его с опорой на одну руку, пока врач считает до 10.Любое использование кушетки после принятия положения стоя на левом колене ограничивает начисляемые баллы до 1 или менее.
0 баллов: Даже если пациента поместить в положение стоя на левом колене, он не способен удерживать его с опорой на руки, пока врач считает до 10.

 

Проба 25. Способность встать из положения стоя на коленях, начиная с левой ноги (через положение стоя на правом колене)

Исходное положение стоя на коленях, руки свободны

Задание: Ты можешь встать из этого положения, начиная с левой ноги, без помощи рук? Может потребоваться демонстрация Необходимо поставить рядом кушетку на случай, если пациенту потребуется поддержка для удержания равновесия или опоры

Критерии оценки

Способен встать без помощи рук

Способен перенести вес с обоих коленей (с помощью или без помощи рук)

Невыполнимо

 

Подробное описание оценки

2 балла: Пациент самостоятельно встает из положения стоя на коленях через положение стоя на правом колене без помощи рук. При вставании должно быть использовано положение стоя на правом колене.
1 балл: Начинает движение, перенося вес одновременно с обоих коленей, с помощью или без помощи рук.
0 баллов: Пациент не может встать.

 

Проба 26. Способность встать из положения стоя на коленях, начиная с правой ноги (через положение стоя на левом колене)

Исходное положение стоя на коленях, руки свободны

Задание: Ты можешь встать из этого положения, начиная с правой ноги, без помощи рук? Может потребоваться демонстрация

Критерии оценки

Способен встать без помощи рук

Способен перенести вес с обоих коленей (с помощью или без помощи рук)

Невыполнимо

 

Подробное описание оценки

2 балла: Пациент самостоятельно встает из положения стоя на коленях через положение стоя на левом колене без помощи рук. При вставании должно быть использовано положение стоя на левом колене.
1 балл: Начинает движение, перенося вес одновременно с обоих коленей, с помощью или без помощи рук.
0 баллов: Пациент не может встать.

 

Проба 27. Способность сесть на пол из положения стоя

Исходное положение стоя на ровном полу или на мате. Для выполнения этого элемента пациент должен быть способен стоять самостоятельно без опоры на руки.

Задание: Ты можешь сесть на пол, контролируя свои движения? Постараться не использовать руки Сидеть можно в любом удобном положении, например, с вытянутыми ногами, с согнутыми ногами, по-турецки

Критерии оценки

Способен сесть без помощи рук или падений

Садится на пол с помощью рук или падает

Невыполнимо

 

Подробное описание оценки

2 балла: Пациент способен опуститься на пол в положение сидя, контролируя свои движения и без помощи рук. «Контроль движений» означает, что движения контролируются или направляются, не допускаются быстрые движения и падения.
1 балл: Пациент способен опуститься на пол в положение сидя с помощью рук или падая во время движения. «Падение» указывает на потерю контроля движений. Контакт руками с собственным телом, например, упор руками о бедра, считается использованием рук и, следовательно, в таком случае нельзя начислить 2 балла.
0 баллов: Пациент не может опуститься на пол.

 

Проба 28. Способность присесть

Исходное положение стоя на ровном полу или на мате

Задание: Ты можешь присесть? Представь, что ты садишься на очень низкий стул

Критерии оценки

Приседает без помощи рук

Приседает (более, чем на 10%) с помощью рук

Не может присесть

 

Подробное описание оценки

2 балла: Пациент садится в полный присед (бедра и колени должны быть согнуты более чем на 90°) без помощи рук.
1 балл: Пациент садится, используя более 10% объема движений (сгибание коленей до 10°), сгибая ноги менее чем на 90°, с помощью или без помощи рук. Если пациент садится в полный присед, но использует руки, нельзя на числить 2 балла.
0 баллов: Пациент не может присесть.

 

Проба 29. Способность прыгнуть вперед на 12 дюймов (30 см)

Исходное положение стоя на ровном полу. Расположить пациента стоя в удобном положении перед двумя параллельными линиями (нанесенными на пол на расстоянии 30 см [12дюймов] друг от друга).

Задание: Ты можешь прыгнуть как можно дальше, отталкиваясь обеими ногами, от этой линии в сторону другой линии?

Критерии оценки

Прыгает не меньше, чем на 12 дюймов (30 см), отталкиваясь двумя ногами одновременно

Прыгает на расстояние 2–11 дюймов (5-28 см), отталкиваясь двумя ногами одно временно

Не способен прыгнуть, отталкиваясь двумя ногами одновременно

 

Подробное описание оценки

Чтобы получить любой балл, пациент должен прыгнуть и приземлиться без помощи рук и без падения. Длина прыжка измеряется от стартовой линии до задней точки пяток. Если ноги приземлились на разном расстоянии от стартовой линии, учитывается меньшее из них.
2 балла: Пациент прыгнул на 30 см (12 дюймов), отталкиваясь двумя ногами одновременно.
1 балл: Пациент прыгнул, отталкиваясь двумя ногами одновременно (оторвав обе ноги от земли), но на расстояние менее 12 дюймов (30 см).
0 баллов: Пациент не смог прыгнуть вперед, отталкиваясь двумя ногами одновременно.
Аналогичные критерии относятся к ситуации, когда одна нога преодолела большее расстояние, чем другая

 

Проба 30. Способность подняться по лестнице с перилами на 4 ступеньки

Исходное положение cтоя у основания лестницы

Задание: Ты можешь подняться по лестнице? Ты можешь опереться на перила с одной стороны

Критерии оценки

Поднимается на 4 ступеньки с перилами, поочередно переставляя ноги

Поднимается на 2–4 ступеньки любым способом, держась за перила с одной стороны

Не может подняться на 2 ступеньки, держась за перила с одной стороны

 

Подробное описание оценки

2 балла: Пациент поднимается на 4 ступеньки, держась за перила с одной стороны и поочередно переставляя ноги. Допускается держаться за перила двумя руками, но с одной стороны. *Если пациент поднимается на 4 ступеньки, поочередно переставляя ноги, не опираясь на перила, начисляются 2 балла.
1 балл: Пациент поднимается не менее чем на 2 ступеньки, держась за перила с одной стороны и поочередно переставляя ноги или становясь на каждую ступеньку двумя ногами. Пациентам, которые встают на ступеньку двумя ногами (переставляют одну ногу вверх на ступеньку, затем переносят вторую ногу на ту же ступеньку) в любой момент подъема на 4 ступеньки, начисляется только 1 балл.
0 баллов: Пациент не способен подняться на 2 ступеньки, держась за перила с одной стороны.

 

Проба 31. Способность спуститься по лестнице с перилами на 4 ступеньки

Исходное положение стоя наверху лестницы

Задание: Ты можешь спуститься по лестнице? Ты можешь опереться на перила с одной стороны

Критерии оценки

Спускается на 4 ступеньки, держась за перила, поочередно переставляя ноги

Спускается на 2–4 ступеньки любым способом, держась за перила с одной стороны

Не способен спуститься на 2 ступеньки, держась за перила с одной стороны

 

Подробное описание оценки

2 балла: Пациент спускается на 4 ступеньки, держась за перила с одной стороны и поочередно переставляя ноги. Допускается держаться за перила двумя руками, но с одной стороны. Если пациент спускается на 4 ступеньки, поочередно переставляя ноги, не опираясь на перила, начисляются 2 балла.
1 балл: Пациент спускается не менее чем на 2 ступеньки, держась за перила с одной стороны и поочередно переставляя ноги или становясь на каждую ступеньку двумя ногами. Пациентам, которые встают на ступеньку двумя ногами (переставляют одну ногу вниз на ступеньку, затем переносят вторую ногу на ту же ступеньку) в любой момент спуска на 4 ступеньки, начисляется только 1 балл.
0 баллов: Пациент не способен спуститься на 2 ступеньки, держась за перила с одной стороны.

 

Проба 32. Способность подняться на 4 ступени без помощи рук

Исходное положение стоя у основания лестницы

Задание: Ты можешь подняться по лестнице? Постарайся не опираться на перила

Критерии оценки

Поднимается на 4 ступеньки без помощи рук, поочередно переставляя ноги

Поднимается на 2–4 ступеньки любым способом без помощи рук

Не может подняться на 2 ступеньки без помощи рук

 

Подробное описание оценки

Помощью рук считается контакт с перилами, ступенями или собственным телом.
2 балла: Пациент поднимается на 4 ступеньки, поочередно переставляя ноги, без помощи рук.
1 балл: Пациент поднимается не менее чем на 2 ступеньки, поочередно переставляя ноги или становясь на каждую ступеньку двумя ногами, без помощи рук. Если пациент встает на ступеньку двумя ногами (переставляет одну ногу вверх на ступеньку, затем переносит вторую ногу на ту же ступеньку) в любой момент подъема, ему начисляется только 1 балл.
0 баллов: Пациент не способен подняться на 2 ступеньки без помощи рук. Если пациент касается перил или врача для сохранения равновесия или опоры, начисляется 0 баллов

 

Проба 33. Способность спуститься на 4 ступени без помощи рук

Исходное положение стоя наверху лестницы

Задание: Ты можешь спуститься по лестнице? Постарайся не опираться на перила

Критерии оценки

Спускается на 4 ступеньки без помощи рук, поочередно переставляя ноги

Спускается на 2–4 ступеньки любым способом без помощи рук

Не может спуститься на 2 ступеньки без помощи рук

 

Подробное описание оценки

Пациент не должен касаться перил или ступеней руками (т.е. должен спуститься без помощи рук). Помощью рук считается контакт с перилами или с собственным телом.
2 балла: Пациент спускается на 4 ступеньки, поочередно переставляя ноги, без помощи рук.
1 балл: Пациент спускается не менее чем на 2 ступеньки, поочередно переставляя ноги или становясь на каждую ступеньку двумя ногами, без помощи рук. Если пациент встает на ступеньку двумя ногами (переставляет одну ногу вниз на ступеньку, затем переносит вторую ногу на ту же ступеньку) в любой момент спуска, ему начисляется только 1 балл.
0 баллов: Пациент не способен спуститься на 2 ступеньки без помощи рук. Если пациент касается перил или врача для сохранения равновесия или опоры, начисляется 0 баллов.

 

Phone icon
Позвонить
WhatsApp icon
WhatsApp